Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новожилкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор школы
_______________
Т.С.Вайвада
31 августа 2013 г.
Приказ №201
Программа
экологического воспитания
школьников
Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие обучающимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:
* непосредственное познание природы;
* школьное экологическое воспитание и образование;
* средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Цели программы:
- Обеспечение усвоения обучающимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
- Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, активной роли и места человека в биосфере как социального существа;
- Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания;
- формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности Отечеству.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
- эмоционально стимулировать патриотические чувства обучающихся через приобщение к воинским традициям.
Принципы организации экологического воспитания и образования:
- Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
- Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.
- В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно –воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)
- Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
- предметная – на уроках экологии;
- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и библиотечные часы;
- работа по Международной программе «Эко-школа/Зелёный флаг»
- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
- экологические праздники и мероприятия;
- лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:
- компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
- компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
- компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Сроки реализации – 3 года:( период с 2013 по 2016 годы.).
Мероприятия по реализации программы:
Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственный |
Укрепление материально-технической базы школы |
|||
1 |
Обустройство территории школы |
Ежегодно |
Администрация школы, учитель биологии |
2 |
Посадка зеленых насаждений, цветов на территории школы, уход за ними |
Ежегодно |
Учитель биологии |
3 |
Проведение агротехнических мероприятий на клумбах |
Ежегодно |
Учитель биологии Кл.рук. |
4 |
Создание учебно-экологической тропы |
2012-2013гг |
Учитель географии, ОБЖ, биологии |
Укрепление учебно-методической и законодательной базы |
|||
1 |
Приобретение учебников экологии для непрерывного этапа образования |
Ежегодно |
Администрация школы, библиотекарь |
2 |
Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке |
Ежегодно |
библиотекарь |
3 |
Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки |
Ежегодно |
Учителя-предметники, библиотекарь |
4 |
Выставление методических находок по экологии на школьный сайт |
Ежегодно |
Учителя-предметники, техник ИТ |
5 |
Разработка программы летнего оздоровительного лагеря |
Ежегодно |
Администрация школы, начальник лагеря |
6 |
Трудоустройство подростков в летний период |
Ежегодно |
Администрация школы |
Мероприятия в рамках учебного процесса |
|||
1 |
Непрерывное экологическое образование в 1-11 классах |
Весь период |
Зам. директора по УВР, учителя предметники |
2 |
Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР учителя предметники |
3 |
Работа учебной экологической тропы |
Ежегодно |
Учитель экологии |
4 |
Участие в районном экологическом фестивале экологических отрядов |
Ежегодно |
Рук. кружка |
6 |
Проведение для обучающихся начальной школы мини экопроектов «День птиц», «День цветов», «Животные в моей семье». |
Ежегодно |
Учителя начальных классов |
7 |
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). |
Ежегодно |
Учителя начальных классов |
8 |
День отказа от курения: «Вред курения» |
Ежегодно |
Учителя-предметники, учитель биологии |
9 |
День борьбы со СПИДом: Мы живем в мире, где есть СПИД. |
Ежегодно |
Учителя-предметники, учитель биологии |
10 |
День борьбы с наркоманией |
Ежегодно |
Учителя-предметники, учитель биологии |
14 |
Участие в конкурсе рисунков, фотографий, сочинений « Моя малая родина» (1-11 классы) |
Ежегодно |
Уч. начальных классов, учителя литературы |
15 |
Экологические уроки: * «Я знаю родной край» (урок – игра 1-5 кл.) * «Красная книга» - 6 кл. * «Охрана животных» - 7 кл. * «Человек и окружающая среда» 2- 8 кл. * «Экология жилища» (урок-исследование 9 кл.) * «Антропогенное воздействие на биосферу»10-11 кл. |
Ежегодно |
Учителя экологии, биологии, уч. начальных классов |
16 |
Участие школьников 5-9 классов в региональном конкурсе детских рисунков «Помоги лесу». |
ежегодно |
Рук. кружка Кл.рук. |
Внеклассные мероприятия |
|||
1 |
Осенний карнавал «Золотая осень » |
Ежегодно |
Учителя нач. классов |
2 |
Выставка творческих работ и сочинений на тему «Подарки щедрой осени» |
Ежегодно |
Кл. руководители, учителя литературы |
3 |
Выпуск экологических сказок |
Апрель |
Кл. руководители, учителя литературы |
4 |
Оформление фотовыставки «Природа Родины моей» |
Апрель |
Учитель ИЗО |
5 |
Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат |
Ежегодно |
Зам.директора по ВР |
6 |
Выпуск буклетов по ЗОЖ |
Февраль |
Соц.педагог |
7 |
Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации |
Ежегодно |
Зам.директора по ВР |
8 |
Акции: День птиц День здоровья, День Земли День защиты животных, Международный день отказа от курения, день борьбы со СПИДом; Всемирный день воды |
Ежегодно |
Рук.кружка, зам.директора по ВР Кл.рук. |
8 |
Дни здоровья. |
1 раз в четверть |
Учителя физкультуры |
9 |
Организация дежурства в классе и в школе. |
Еженедельно |
Кл. руководители |
10 |
Спортивные секции: футбол, волейбол, коньки. |
Постоянно |
Учитель физк. |
11 |
Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор» |
Ежегодно |
Администрация школы, учителя Администрация Новожилкинского МО |
14 |
Летняя трудовая кампания |
Ежегодно |
Администрация школы |
15 |
Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере «Мультландия» |
Ежегодно |
Начальник лагеря |
16 |
Проведение предметных недель по экологии |
Ежегодно |
Учителя-предметники |
17 |
Конкурс чтецов к празднику «Золотая осень» |
Октябрь |
Учителя литературы, кл. руководители |
18 |
Провести конкурс «Очумелые ручки» (изготовление кормушек для реализации акции «Покорми птиц») (5-7 кл.). |
Ежегодно |
Учителя технологии |
19 |
Принять участие в муниципальном конкурсе «Отходы в доходы» (поделок из пластика, проволоки, пряжи, ткани) и «Экосумка» (7-8 кл.). |
Ежегодно |
Учителя технологии |
20 |
Принять участие в региональном литературном конкурсе стихов, рассказов, сказок «Мое любимое дерево», посвященное Году леса |
Ежегодно |
Рук.кружка Учителя литерат. |
21 |
Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора» |
2012 - 2013 |
Зам.дир.по УВР |
22 |
Выпуск газеты «Славное море – священный Байкал» на областной конкурс школьных экологических газет с информацией о работе по программе «Эко-школы/Зеленый флаг». |
2012-2013 г |
Зам.дир.по УВР Рук.кр.»Эколог» |
23 |
Изготовление поделок на школьную выставку «Природа и фантазия» (1-4кл.) |
ежегодно |
Учителя нач.кл. |
Научно-методическая работа |
|||
1 |
Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей) |
Ежегодно |
Зам.директора по УВР |
2 |
Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
3 |
Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников» |
По мере необходимости |
Зам. директора по УВР, руководитель МО КР |
4 |
Участие в работе районного методического объединения учителей экологии. |
Постоянно |
учитель экологии |
5 |
Участие в районных и областных методических семинарах по проблемам экологического воспитания. |
По мере необходимости |
Зам. директора по УВР рук.кружка «Эколог» |
6 |
Работа творческой группы по реализации программы |
Постоянно |
Члены творческой группы |
Работа с родителями |
|||
1 |
Родительский всеобуч * Общешкольное родительское собрание «Итоги работы по программе «Эко-школы/Зеленый флаг» * «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», * «Домашняя экология». |
Май 2012г |
Зам. директора по УВР, кл. руководители |
2 |
Экологический всеобуч: - «Как воспитать любовь к природе» |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР , кл. руководители |
3 |
Экологические акции: * Акция «Зеленые субботники» * «Родник * «Школьный двор», * «Посади дерево», * «Школьный день вместе». |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР, рук.кружка «Эколог» Кл.рук. |
Ожидаемые конечные результаты
- Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
- Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
- Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
- Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке.
- Превращение школы в сельский центр экологического просвещения и воспитания.
Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания и образования проводится диагностика уровня качества образования по учебному курсу Экология и уровня воспитанности через анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.
Существенное влияние на развитие личности ученика оказывает классный коллектив, равно как и ученик оказывает свое влияние на развитие коллектива, в котором он находится.
Несколько советов, как пользоваться этими материалами. Классным руководителям 6-9, и 10-11классов предлагается методика Н.П.Капустина, по определению уровня воспитанности, с которой учитель может поработать в течение года вместе со своими учениками.
Под уровнем воспитанности подразумевается степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой.
Все цели воспитания переводятся в соответствующие им критерии, что позволяет облегчить работу классного руководителя при составлении плана воспитательной работы классного руководителя.
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 1-2 классов (методика Н.П.Капустина)
критерии |
Я оцениваю себя |
Меня оценивают родители |
Меня оценивают учителя |
Итоговые оценки |
1.Любознательность: -мне интересно учиться; -я люблю мечтать: -мне интересно находить ответы на непонятные вопросы; -мне нравится выполнять домашние задания; -я стремлюсь получить хорошие отметки |
||||
2.Трудолюбие: -я стараюсь в учебе; -я внимателен; -я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью; -мне нравится помогать в семье, выполнять домашнюю работу; -мне нравится дежурство в школе. |
||||
3.Бережное отношение к природе: -к земле; -к растениям; -к животным; -к природе. |
||||
4.Мое отношение к школе: -я выполняю правила для учащихся; -я добр в отношениях с людьми; -я участвую в делах класса и школы. |
||||
5.Красивое в моей жизни: -я аккуратен в делах; -я опрятен в одежде; -мне нравится все красивое вокруг меня; -я вежлив в отношениях с людьми. |
||||
6.Как я отношусь к себе: -я самоуправляю собой; -я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой; -у меня нет вредных привычек. |
Оценивание проводится в 5-балльной системе:
5- это есть всегда
4- часто
3- редко
2- никогда
1- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл:
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Диагностика уровня воспитанности учащихся 3- 4 классов
(методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя |
Меня оценивает учитель |
Итоговые оценки |
|
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки |
|||
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома |
|||
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу |
|||
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми |
|||
- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Качество личности |
Самооценка |
Оценка родителей |
Оценка одноклассников (2-3 чел.) |
Оценка учителей (2- 3 чел.) |
Итоговая оценка |
I.Интеллектуальный уровень: - эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой-либо области науки); - культура речи; - аргументированность суждений - сообразительность; - использование дополнительных источников. |
|||||
II. Прилежание (отношение к учебе): - старательность и добросовестность, регулярность и систематичность занятий; - самостоятельность; -внимательность; - взаимопомощь. |
|||||
III. Трудолюбие (отношение к труду): - организованность и сообразительность; - бережливость; - привычка к самообслуживанию; - следование правилам безопасности в работе; - эстетика труда |
|||||
IV. Я и природа: - бережное отношение к земле; - бережное отношение к растениям; - бережное отношение к животным; - стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде; - помощь природе |
|||||
V. Я и общество (отношение к общественным нормам и законам): - выполнение правил для учащихся; - выполнение правил внутреннего распорядка; - следование нормам и правилам человеческого общежития; - милосердие как противоположность жестокости; - участие в жизни класса и школы. |
|||||
VI. Эстетический вкус (отношение к прекрасному): - аккуратность (опрятность); - культурные привычки; - внесение эстетики в повседневную жизнь; - умение находить прекрасное в жизни; - посещение культурных центров. |
|||||
VII. Я (отношение к себе): - самоуправляю собой, своим поведением; - умею организовать свое время; - соблюдаю правила личной гигиены; - забочусь о здоровье, у меня нет вредных привычек. |
Анкета для учащихся 6-9 классов
Оценивание проводится в 5-бальной системе:
5- это есть всегда
4- часто
3- редко
2- никогда
1- у меня другая позиция(противоположная той, которая обозначена в анкете)
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
Затем 7 оценок складываются и делятся на 7. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5- 4,5- высокий уровень
4,4- 4 хороший уровень
3,9-2,9- средний уровень
2,8-2- низкий уровень
Анкета для учащихся 10-11 классов
Самооценка |
Оценка родителей |
Итоговые оценки |
Итоговые оценки |
|
I.Интеллектуальный уровень: -эрудиция -культура речи -логика мышления -самостоятельность и творчество -Использование дополнительных источников |
||||
II.Нравственная позиция: 1. Понимание целостности относительно развития человека, общества и природы. 2. Осознание роли человека, в преобразовании окружающей среды. 3. потребность и умение отстаивать свои взгляды 4. Ответственное отношение у учению. 5. Трудолюбие 6. Осознание прав и обязанностей человека в обществе. 7. Уважение, бережное отношение к истории своего народа. 8. потребность в служении отечеству и народу 9. Готовность к сознательному выбору профессии 10. понимание духовно-нравственных ценностей в жизни человека 11. Понимание сознательной дисциплины как нормы: самоконтроль 12. Понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека. 13. Осознание активной роли личности в становлении характера и чувства собственного достоинства 14. Неприятие безнравственного поведения 15. Внесение эстетики в жизнедеятельность 16. Сознательное отношение к укреплению своего здоровья 17. Отрицательное отношение к вредным привычкам |
Оценивание проводится в 5-бальной системе:
5- это есть всегда
4- часто
3- редко
2- никогда
1- у меня другая позиция(противоположная той, которая обозначена в анкете)
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 2 оценки.
Затем 2 оценок складываются и делятся на 2. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5- 4,5- высокий уровень
4,4- 4 хороший уровень
3,9-2,9- средний уровень
2,8-2- низкий уровень
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности
учащихся ___ класса
№ |
Фамилия, имя |
Любознательность |
Трудолюбие |
Бережное отношение к природе |
Мое отношение к школе |
Красивое в моей жизни |
Как я отношусь к себе |
Средний балл |
Уровень воспитанности |
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
В классе _________ учеников
______ имеют высокий уровень воспитанности (в)
______ имеют хороший уровень воспитанности (х)
______ имеют средний уровень воспитанности (с)
_______ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата
Классный руководитель