Формирование экологической компетентности учащихся.
Экологическое воспитание – это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к своему здоровью, к природе, людям, которые живут рядом. В семье закладываются основы гуманного отношения к природе, в школе основы экологической грамотности, а через совместную работу школы и семьи у школьников формируется культура поведения и социальной ответственности за природу. Коллектив школы, работая по международной программе «Эко-школы/Зеленый флаг» основной целью ставит воспитание подрастающего поколения, осознающего ответственность за сохранение окружающей среды и своего здоровья. В программе «Эко-школы/Зеленый флаг» принимают участие учащиеся, родители, учителя и работники школы. Поддержку в работе оказывает председатель совета потребительского общества «Усольский совхозрапкооп», председатель Совета ветеранов по Новожилкинскому МО Л.К. Дмитриева, за что мы выражаем ей свою благодарность.
Направления работы по программе «Эко-школы/Зеленый флаг» разнообразные – это и мусор и энергосбережение. Второй год мы работаем по теме «Здоровый образ жизни.» В настоящее время одним из важнейших экологических факторов, которые определяют возможный уровень здоровья человека связаны с его хозяйственной деятельностью, становится загрязнение среды. Задача помочь школьникам адаптироваться к условиям окружающей среды, сохранить и укрепить здоровье. Показать, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение среды опасно для человека и всех живых организмов его окружающих. Необходимо донести до учащихся и их родителей, что, только оберегая природу, человечество сохранит и свою жизнь.
На уроках и внеурочное время у школьников закладывается фундамент ответственного отношения к природе. Через уроки биологии, цветоводство, географии, истории и обществознания, спецкурсы «Байкаловедение», «География Иркутской области» педагоги школы Дашкевич Е.В., Завьялова Г.А., Шаламова И.В. формируют эколого-краеведческие и эколого-патриотические знания о родном крае, озере Байкал, чувство ответственности за ее сохранность. Учителя ОБЖ Вайвада Т.С., Бобков В.А. учат школьников правилам выживания в природе, умению сохранять свою жизнь, нанося минимальный вред окружающей среде. Через уроки литературы, ИЗО и черчения Кузьмина Н.В., Куракина Л.И. формируют у подростков нормы поведения и умения видеть красоту природы, понимания ее ценности. Большое внимание экологическому воспитанию детей в своей работе уделяют учителя начальной школы Щербакова Н.В., Рженева Н.А., Нечепорук Н.П. Новой, интересной формой воспитания экологической культуры у детей начальной школы на уроке и во внеурочное время стала игра «Экослед товара», разработанная Кошкаревой Л.Г., региональным руководителем программы «Эко-школа/Зеленый флаг». В процессе общения с природой в игровой форме у школьников воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу. На уроках технологии Буйлова Л.Т. учит учащихся находить нестандартные способы повторного использования старых вещей. Сумки и фартуки, сшитые из обрезков тканей и старых вещей имеют большое практическое применение.
С целью изучения отношения к экологической проблеме окружающей среды и здоровье человека учащиеся, члены объединения «Эколог» проводят анкетирование учащихся, социологические опросы жителей села. Школьники выпускают экологические листовки, плакаты, развешивают их на территории села, делятся опытом работы на районном фестивале экологических отрядов. Работая по программе «Эко-школы/Зеленый флаг» учащиеся принимают участие в различных конкурсах, например, Дашкевич Павел (10 кл.) и Бижанова Гульнара (11 кл.) - участники международного конкурса социальных проектов «Моя чистая планета». В течение двух недель они изучали, какой мусор производит их семья, вели дневник, предлагали способы повторного использования и правильной утилизации бытовых отходов. Картопольцева Марина (11 кл.) - победитель, Дашкевич Павел (10 кл.), Бижанова Гульнара (11 кл.) - призеры областного краеведческого конкурса «Расскажи о своей малой Родине». Дашкевич Павел (10 кл.), Коробенкова Анастасия (6 кл.) -участники межрегиональной научно-практической конференции «КИПР». Учащиеся Щербакова Кристина (1 кл.), Загайнова Елизавета, Дубенкова Татьяна (4 кл.), Шидловская Екатерина, Веричева Юлия (5 кл.), Коробенкова Анастасия, Русинова Софья (6 кл.) - участники международного конкурса детского рисунка «Флаг океана». Школьная экологическая газета «Эковести из Новожилкино» стала призером областного конкурса школьных экологических газет.
В школе есть замечательные традиции: предметные декады, олимпиады, День науки и др. Ежегодно проводится Всероссийский урок ОБЖ, на котором учащиеся закрепляют знания и навыки ОБЖ. Во время активного отдыха «День здоровья» школьники вместе с родителями и учителями закрепляют правила поведения в природе, приобретают туристические навыки, например, как развести безопасно костер в лесу. Массовые мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, например, «Экология и здоровье», «Берегите воду – долго проживёте», «Экология души», «Спор о вреде и пользе курения», пионерский сбор «В здоровом теле здоровый дух» и др., трудовые акции и экологические десанты ориентированы на активное формирование системы экологических ценностей у учащихся, а также на развитие практических навыков в экологических исследованиях, например, социальные проекты «Моя чистая планета»., «Вторая жизнь вещей» и др.. Большое внимание уделяется практической деятельности, так как ребенок должен не только знать, но и выполнять правила экологической культуры и безопасности. Так на уроках цветоводство, сельскохозяйственный труд, на кружках «Эколог», «Вышивка и лоскутки» учащиеся ближе знакомятся с живой природой, приобретают трудовые навыки, приобщаются к прекрасному. Большое значение в развитие экологических компетенций имеет озеленение школьной территории.
В школе есть информационный стенд «Эко-школа/Зеленый флаг», создан экологический совет, председателем которого является Дашкевич Павел, ученик 10 класса. Школьный пресс – центр «Ровесник» (руководитель Румянцева О.В.) в системе освещает работу по программе «Эко-школы/Зеленый флаг». Имеем тесную связь с модельной библиотекой с. Новожилкино (зав. библиотекой Петрова С.Н.). В этом году проведены экологические игры, конкурсы с применением ИКТ, исследование личного «Экологического следа». Работа по формированию экологической компетентности учащихся проводится на основе сотрудничества: педагог – ребенок - родитель. Родители принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в школе, они постоянные гости на классных часах, открытых уроках, оказывают помощь в благоустройстве и ремонте учебных кабинетов. Участие в программе «Эко-школы/Зеленый флаг» дает каждому ребенку возможность сделать полезное, даже маленькое дело в большой нужной работе по устойчивому развитию, а значит по сохранению жизни на Земле для себя и будущих потомков, помогает лучшей социализации в обществе и сохранению своего здоровья и жизни.
Реализация задач, стоящих перед школой в соответствии с планом работы по программе «Эко-школы/Зелёный флаг» осуществляется полностью.По итогам эколого-педагогической деятельности коллектив школы четырежды отмечен европейским знаком качества экологического образования в рамках международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» - четыре Зеленых флага и четырежды звание «Экошкола».
Дашкевич Е.В., учитель биологии, координатор работы в школе
по международной программе «Эко-школы/Зеленый флаг».