«Сто страниц про зверей и птиц»

Экологическая игра-путешествие для детей 9-12 лет

Петрова С.Н., заведующая модельной

                                                                                           библиотекой с. Новожилкино,

                                                                                                   Дашкевич Е.В., учитель биологии.

Цель: углубить знания о природе, способствовать формированию экологической культуры.

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас на очередной встрече в мире экологии!

Планета наша огромна. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что вы, друзья, знаете и любите родную природу. А подтвердить это поможет игра. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир природы.

В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готова её оберегать. Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться.

Дети делятся на две-три команды. Каждая команда получает маршрутный лист путешествия.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, в маршрутный лист вы будете вписывать результаты выполненных заданий на каждом этапе. В конце путешествия станет понятно, какая из команд победила.

Первый этап путешествия называется «Экологический светофор». Каждая команда получает по три жетона: красный, жёлтый, зелёный.

Красный цвет означает, что ваши действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.

Жёлтый цвет говорит о том, что надо постараться не нанести природе вреда своими действиями и следует соблюдать меру и правила.

Зелёный цвет указывает на то, что вы настоящие друзья и защитники природы. Ваши действия полезны для неё, продолжайте помогать природе.

Я задаю вам вопрос, а вы решаете, какого цвета жетон поднять. За каждый правильный ответ команда получает призовой балл.

  1. Экологический светофор
  2. Вы ходили в поход. Перед тем, как идти домой, вы собрали весь мусор около воды и унесли с собой (зелёный)
  3. Весной ребята взяли в лес собаку (красный)
  4. Туристы оставили в лесу тлеющий костер (красный)
  5. Вы не стали рвать в лесу жарки (зелёный)
  6. Дети собирают в лесу цветы (жёлтый)
  7. Малыш рассматривает жука, которого поймал в траве (жёлтый)
  8. Многие горожане выгуливают собак на игровых площадках, газонах (красный)
  9. Поймали красивую птичку, посадили в клетку, чтобы любоваться (красный)
  10. Съели мороженое, упаковку выбросили в мусорный контейнер (зелёный)
  1. Водитель автомобиля моет автомобиль в реке, используя ведро, взятое из багажника машины (красный)

ВЕДУЩИЙ: Следующий этап нашего путешествия называется «Третий лишний». Из предложенного набора слов вам нужно убрать одно лишнее и объяснить свой выбор. Свои ответы запишите в маршрутном листе.

  1. Пингвин, киви, страус, сова (нелетающие птицы)
  2. Лиственница, берёза, пихта, сосна (хвойные деревья)
  3. Пион, роза, гладиолус, одуванчик (садовые цветы)
  4. Медуза, карась, акула, креветка (морские обитатели)
  5. Лев, зебра, норка, жираф (животные Африки)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, вы, конечно, не раз слышали, как людей сравнивают с какими-нибудь животными или птицами. Наверняка, вам придут на память выражения: трусливый как заяц, хитрый как лиса, известные еще из русских народных сказок. Следующее задание называется «Живой символ». Каждая команда получает карточку с изображением различных животных. Попробуйте догадаться, какие качества они символизируют. От картинки вам нужно провести стрелку к нужному слову.

  1. Живые символы

символ трудолюбия - муравей

символ медлительности - улитка

символ терпения - верблюд

символ верности - собака

символ независимости - кошка

символ добродушия - слон

символ могущества - лев

символ мудрости - сова

символ бодрости – петух

ВЕДУЩИЙ: Сейчас каждая команда получит конверт с описанием птиц, обитающих в Сибири. Ваша задача – по описанию узнать, о каком пернатом идет речь.

  1. Голубиная почта
  • Эти птицы считаются вестниками весны. Они селятся из года в год в одних и тех же местах. Старые гнезда ремонтируют, расширяют, тут же возводят новые. На нескольких деревьях размещается целая колония (грач)
  • Это, пожалуй, самые знаменитые птицы, их знают все, знают, что они едят и где живут. Это главный защитник городских садов и парков. Они верные супруги и прекрасные родители. Они самоотверженные, находчивые, сообразительные (воробей)
  • Деревенская, городская, береговушка – всё это одна и та же птица. Их называют «дети воздуха», они могут моментально менять направление. Пикировать, планировать, а если летят над водой, то на лету способны напиться и даже на миг окунуться в воду (ласточка)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, как известно, Землю называют «голубой» планетой. Почему?  Это потому, что на ней много воды. Даже человек больше чем на половину состоит из воды. Моря, озёра, реки, ручьи… Даже под землей есть вода. В водах нашей планеты, и в пресных, и в солёных, обитает множество живых существ. Следующий этап нашего путешествия приводит нас в водный мир. Вы получаете набор карточек с названиями водных обитателей. Ваша задача – «расселить» их по нужным водоемам.

  1. Среда обитания

Море, океан: медуза, морская звезда, кит, дельфин, морж, морской конек, камбала.

Озеро, пруд: лебедь, утка, кувшинка, карп, водомерка, лягушка, пиявка.

Река: пиранья, елец, крокодил, рак, осётр, голавль, стерлядь, выдра.

ВЕДУЩИЙ: Последний этап нашего путешествия называется «Экологическое лото». На игровом поле вам нужно разместить  карточки в пустые нужные клетки.

  1. Экологическое лото

животное

жилище

пища

медведь

берлога

малина

пчела

улей

нектар

лисица

нора

мышь

кит

море

планктон

белка

дупло

орехи

карточки для игр

1            2                3                 4               5