Цель: Вовлечь учащихся в эколого-просветительную деятельность.
Задачи:
- Закрепить знания о значении леса
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному Краю.
- Прививать навыки по охране и восстановлению природных объектов.
Форма занятия: экологическая игра.
Оборудование:
Костюм мухомора,
жетоны в виде шишек
белые листы,
фломастеры (для конкурса краски, кисточки),
карточки с надписями: Дерево - жук - дрозд - лиса. Жёлудь-мышь-гадюка (для составления пищевых цепей),
сладкие призы
Подготовка: доска оформлена изображениями деревьев, кустарников, трав, птиц, животных, цветов, насекомых, 2 стола для команд.
На доске плакат: "Войди надёжным другом в лес, И он тебе откроет тайну больших и маленьких чудес".
Ведущий :
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поиграем в экологическую игру, призывом которой стали слова:
"Войди надёжным другом в лес,
И он тебе откроет тайну больших и маленьких чудес"
Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете о лесе. Он, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе и любви. Ребята, я вас прошу быть внимательными. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь леса, умеет правильно вести себя в природе и оберегать её.
Итак, мы начинаем игру.
На 2 команды я хочу вас разделить, так легче будет игру нам проводить. Слева от меня команда "Кедр", справа "Берёза".
И первое задание: "Назовите правила поведения в лесу" (Например, нельзя шуметь в лесу ит.д.) За каждый правильный ответ команда получит жетон в виде еловой шишечки.
На втором этапе вопросы будут задавать каждому участнику отдельно, совещаться нельзя.
Конкурс: "Растения леса»
Назовите пословицы и поговорки о лесе.(Лес зимой согревает, летом прохладу даёт; осенью накормит", "Много леса -не губи, нет леса -посади" , и т. д.).
Назовите 6 лесных растений, плоды которых используются как лекарственное сырьё. (шиповник, черника, земляника, облепиха, боярышник, костяника)
Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? ( На срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец, столько ему лет)
Какие хвойные деревья растут в нашем лесу?
Что за трава, которую и слепой узнает? (крапива)
Из какого дерева делают лыжи? (из берёзы)
Из какого дерева делают спички? (из осины)
Как отличить сосновые и еловые шишки? (еловая продолговатая со светло-коричневыми чешуйками. Сосновая - широкая, короче еловой, бурая.)
Что можно изготовить из хвои сосны? (Искусственную шерсть, витамины, экстракты)
Ведущий хвалит участников за правильные ответы, раздаёт жетоны. И предлагает следующий конкурс: "Лесные жители".
Как называют в Сибири гнездо белки? (гайно)
Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнёзда? (кукушка)
Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой)
Что теряет лось каждую зиму? (рога)
Каких зайцев называют листопадничками? (которые родятся в листопад)
Какие животные спят зимой? (медведь, ёж)
Какой хищный зверь любит малину? (медведь)
Кто меняет шубу 2 раза в год? (лиса, белка, заяц)
Животное наших лесов, похожее на кошку. (рысь)
Появляется ребёнок, одетый в костюм мухомора.
-Предлагаю грибные загадки: "Если знаете ответ - хлопок, а не знаете - молчок! Договорились? За верный ответ жетончик-гриб.
Итак, внимание:
Он в лесу стоял, никто его не брал.
В красной шапке модной,
Никому не годный. (мухомор )
Этот гриб растёт под ёлкой,
Он звонче всех хрустит в засолке. (груздь)
А этот гриб волнуется и ясно почему:
ах как бы не испортили на шляпке бахрому. (волнушка)
Дружной семейкой и пышным букетом
Эти грибочки стоят на пеньке.
Знаю я точно ,найдётся мне место,
Почётное место в моём кузовке. (опята)
Скользкой, маслянистой шляпкой
Отличаются эти грибы.
Потрогайте.
И сами почувствуете вы. (маслята)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он в красной шляпке,
На шляпке горошки. (мухомор)
Мухомор: "Угадали это я!"
Что ж, загадки вы отгадали. Молодцы! Хорошо знаете о моих братьях грибах.
(Хвалит ребят и, уходи) Подсчёт жетонов.
Ведущий:
Следующее задание: составить пищевые цепи.
Дерево - жук - дрозд - лиса.
Жёлудь-мышь-гадюка.
Ведущий:
Молодцы, составили. За каждую правильно составленную цепь ,команда получит по одному жетону.
Предлагаю следующий конкурс: "Экологическая культура".
Каждая команда получает лист, на котором описывается конкретная ситуация, поведение в природе, которую необходимо обсудить. Команда по порядку рассуждает, каждая по поводу своей ситуации. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Ситуация 1. "Пожар в лесу"
Ты заметил пожар в лесу. Твои действия.
Ситуация 2 "Гнездо"
Ты заметил в кустах гнездо. Что сделаешь?
Ситуация 3 "Букет первоцветов"
Девочка нарвала букет подснежников. Ваши действия.
Ситуация 4 "Грибник"
Грибник, собирая грибы, вырывает их с корнем. Что сделать?
Ситуация 5 "Птенец на траве".
Ты идёшь по лесу, и вдруг видишь, сидит птенец. Что сделаешь?
Ситуация 6 "Шум в лесу".
Ты любишь слушать музыку. И взял с собой приёмник. Идёшь, по лесу и музыка гремит рядом с тобой. Хорошо ли?
Подсчёт жетонов.
Ведущий:
Переходим к следующему конкурсу.
"Конкурс художников".
Команда придумывает и рисует знак "Охрана леса".
Литературно - музыкальная постановка (все участники команд поют на мотив песни «Карнавал»)
Здесь на полянке был праздник большой,
Тут веселились с открытой душой,
Пляска и музыка, шутки и смех.
Праздник для города – праздник для всех.
Утром пошли мы в тот лес погулять.
Только полянку уже не узнать:
Тлеют костры и вороны кружат,
Банки, бутылки, пакеты лежат.
Добрые, люди, послушайте нас!
Может издать повсеместно указ:
«Кто на природе решит отдыхать,
Мусор обязан с собой забирать!»
Лес – это воздух, и пища, и дом.
Кто же заботиться будет о нём?
Кто сохранит нам лесную красу?
Нет посторонних в зелёном лесу!
Ученик 1. Люди, слышите? Мы
За природу в ответе.
С чем останемся мы?
Ваши дети и внуки?
Ученик 2. Ну когда вам всерьёз
Истреблять надоест?
Задаёт всем вопрос
Наше поколение.
Ученик 3. Мусор, грязь и тут, и там-
Кадры негативные.
Безнаказанно растут
Свалки эксклюзивные.
Ученик 4. В общем истина проста
В свете экологии…
Мир спасает чистота, и конечно, доброта!
Все (хором) А не демагогия!
Ученик 5. Наше поколение
Выбирает природу:
Чистый воздух и лес,
Воду родниковую.
Ученик 6. Браконьерству везде
Объявляем протест.
Хочет жить на чистой Земле
Наше поколение!
Дети поднимают свои знаки.
Оценка работ. Участники получают жетоны.
Ведущий :
Победила дружба! Надеюсь, что вы ещё больше будете любить наш лес, проявлять интерес к жителям страны лесной и оберегать её. Игра показала, что вы много знаете о лесе. Спасибо за участие!
Все получают сладкие призы.