«Сто страниц про зверей и птиц»

Экологическая игра-путешествие для детей 9-12 лет

Петрова С.Н., заведующая модельной

                                                                                           библиотекой с. Новожилкино,

                                                                                                   Дашкевич Е.В., учитель биологии.

Цель: углубить знания о природе, способствовать формированию экологической культуры.

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас на очередной встрече в мире экологии!

Планета наша огромна. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что вы, друзья, знаете и любите родную природу. А подтвердить это поможет игра. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир природы.

В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готова её оберегать. Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться.

Дети делятся на две-три команды. Каждая команда получает маршрутный лист путешествия.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, в маршрутный лист вы будете вписывать результаты выполненных заданий на каждом этапе. В конце путешествия станет понятно, какая из команд победила.

Первый этап путешествия называется «Экологический светофор». Каждая команда получает по три жетона: красный, жёлтый, зелёный.

Красный цвет означает, что ваши действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.

Жёлтый цвет говорит о том, что надо постараться не нанести природе вреда своими действиями и следует соблюдать меру и правила.

Зелёный цвет указывает на то, что вы настоящие друзья и защитники природы. Ваши действия полезны для неё, продолжайте помогать природе.

Я задаю вам вопрос, а вы решаете, какого цвета жетон поднять. За каждый правильный ответ команда получает призовой балл.

  1. Экологический светофор
  2. Вы ходили в поход. Перед тем, как идти домой, вы собрали весь мусор около воды и унесли с собой (зелёный)
  3. Весной ребята взяли в лес собаку (красный)
  4. Туристы оставили в лесу тлеющий костер (красный)
  5. Вы не стали рвать в лесу жарки (зелёный)
  6. Дети собирают в лесу цветы (жёлтый)
  7. Малыш рассматривает жука, которого поймал в траве (жёлтый)
  8. Многие горожане выгуливают собак на игровых площадках, газонах (красный)
  9. Поймали красивую птичку, посадили в клетку, чтобы любоваться (красный)
  10. Съели мороженое, упаковку выбросили в мусорный контейнер (зелёный)
  1. Водитель автомобиля моет автомобиль в реке, используя ведро, взятое из багажника машины (красный)

ВЕДУЩИЙ: Следующий этап нашего путешествия называется «Третий лишний». Из предложенного набора слов вам нужно убрать одно лишнее и объяснить свой выбор. Свои ответы запишите в маршрутном листе.

  1. Пингвин, киви, страус, сова (нелетающие птицы)
  2. Лиственница, берёза, пихта, сосна (хвойные деревья)
  3. Пион, роза, гладиолус, одуванчик (садовые цветы)
  4. Медуза, карась, акула, креветка (морские обитатели)
  5. Лев, зебра, норка, жираф (животные Африки)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, вы, конечно, не раз слышали, как людей сравнивают с какими-нибудь животными или птицами. Наверняка, вам придут на память выражения: трусливый как заяц, хитрый как лиса, известные еще из русских народных сказок. Следующее задание называется «Живой символ». Каждая команда получает карточку с изображением различных животных. Попробуйте догадаться, какие качества они символизируют. От картинки вам нужно провести стрелку к нужному слову.

  1. Живые символы

символ трудолюбия - муравей

символ медлительности - улитка

символ терпения - верблюд

символ верности - собака

символ независимости - кошка

символ добродушия - слон

символ могущества - лев

символ мудрости - сова

символ бодрости – петух

ВЕДУЩИЙ: Сейчас каждая команда получит конверт с описанием птиц, обитающих в Сибири. Ваша задача – по описанию узнать, о каком пернатом идет речь.

  1. Голубиная почта
  • Эти птицы считаются вестниками весны. Они селятся из года в год в одних и тех же местах. Старые гнезда ремонтируют, расширяют, тут же возводят новые. На нескольких деревьях размещается целая колония (грач)
  • Это, пожалуй, самые знаменитые птицы, их знают все, знают, что они едят и где живут. Это главный защитник городских садов и парков. Они верные супруги и прекрасные родители. Они самоотверженные, находчивые, сообразительные (воробей)
  • Деревенская, городская, береговушка – всё это одна и та же птица. Их называют «дети воздуха», они могут моментально менять направление. Пикировать, планировать, а если летят над водой, то на лету способны напиться и даже на миг окунуться в воду (ласточка)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, как известно, Землю называют «голубой» планетой. Почему?  Это потому, что на ней много воды. Даже человек больше чем на половину состоит из воды. Моря, озёра, реки, ручьи… Даже под землей есть вода. В водах нашей планеты, и в пресных, и в солёных, обитает множество живых существ. Следующий этап нашего путешествия приводит нас в водный мир. Вы получаете набор карточек с названиями водных обитателей. Ваша задача – «расселить» их по нужным водоемам.

  1. Среда обитания

Море, океан: медуза, морская звезда, кит, дельфин, морж, морской конек, камбала.

Озеро, пруд: лебедь, утка, кувшинка, карп, водомерка, лягушка, пиявка.

Река: пиранья, елец, крокодил, рак, осётр, голавль, стерлядь, выдра.

ВЕДУЩИЙ: Последний этап нашего путешествия называется «Экологическое лото». На игровом поле вам нужно разместить  карточки в пустые нужные клетки.

  1. Экологическое лото

животное

жилище

пища

медведь

берлога

малина

пчела

улей

нектар

лисица

нора

мышь

кит

море

планктон

белка

дупло

орехи

карточки для игр

1            2                3                 4               5

"Энергия воды - энергия жизни. Что такое экология души и зачем она нужна?"

Урок психологии (10 класс)

Завьялова Г.А. , учитель географии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Вид: урок изучения нового материала.

Тип: нетрадиционныйурок  с компьютерной поддержкой  

Форма проведения: лекция – парадокс

Цели занятия для специалистов:

  • Развитие социального интеллекта подростков и навыков внимательного отношения к другому человеку.
  • Предоставление подросткам информации о ценностях и уникальности каждого человека.
  • Создание условий для развития у учащихся способности анализировать свое эмоциональное состояние и других людей.

Необходимые материалы:

  • Проектор или интерактивная доска;
  • Презентация по теме урока.
  • Альбомные листы.
  • Цветные карандаши.
  • Аудиокассета с записью шума воды.

Рекомендации по проведению.

Занятие может быть использовано  для учащихся младшего  и среднего подросткового возраста (5-8 класс). В зависимости от возрастных и интеллектуальных показателей детей занятие может быть модифицировано. Продолжительность занятия – 45 минут. Занятие может выступать в качестве ознакомления с предметом спецкурса «Психология», как классный час на сплочение нового коллектива, воспитания толерантности. На основании полученных данных можно продолжать знакомство с душевным миром человека, разрабатывая курс занятий по психологии.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Вводная часть.

Приветствие.

- Ребята, давайте посмотрим в окно и определим, какая сегодня погода. (Солнечная, пасмурная, ветреная и т.д.)

- Кому такая погода нравится? Кому нет?

Видите, на одну и ту же погоду вы испытываете разные чувства. А теперь, давайте попробуем представить себе своё настроение как погоду. Нарисуйте круг, выберите карандаш соответствующего цвета (каждый – свой), который наиболее подходит вашему состоянию, и закрасьте круг. Это ваше настроение.

- Посмотрите, у всех получились разные цвета. Странно, ведь все вы учитесь у одних и тех же учителей и по одним и тем же учебникам, смотрите по телевизору примерно одни и те же передачи, чаще всего по одной дороге ходите в школу, а цвета получились разные. Объясните, почему? (Потому что у всех разное настроение).

3.Основная часть.

            Мы сегодня на уроке поговорим о том, что нас объединяет, и что нас делает разными, тема урока:  «Энергия воды – энергия жизни. Что такое экология души и зачем она нужна?».

А что такое душа? Душа – это такой особый орган человека, посредством коего наше тело чувствует и мыслит. Психология – это наука о душе. Термин «душа» в жизни мы очень часто употребляем, а в научной литературе он не употребляется, а заменяется словом «психика». Психология - это наука о внутреннем мире человека, его сознании и переживаниях.  Значит это такая наука, которая имеет отношение к каждому человеку. К человеку любой национальности, какого возраста и какого образования он бы ни был.

- Вот и сегодня, когда я вошла в класс, у вас наверняка возникло определенное отношение к этому: кто-то удивился, кому-то было интересно, стало любопытно, а может кто-то испугался, кто это к нам пришел, и чем мы будем заниматься. И я, глядя на вас, сразу все поняла, кто что чувствует. Как я определила это? По каким признакам? (По выражению лица).

Ведь как удобно жить, когда не слышно голоса души, голоса совести. Но нужна ли нам такая жизнь, жизнь без души, без счастья, радости, а также без огорчений, без эмоциональных подъемов и спадов, ведь это тоже необходимо для того, чтобы душа жила полной жизнью и не ленилась.

Вывод: нет жизни без души.

Звучит музыка «Шум прибоя».

Что вы слышите ребята? Да, это вода. Действительно вода играет большую роль и в жизни человека, и для природы.

             Вода….Удивительная, парадоксальная, загадочная, непостижимая…Она была и остается музой, источником вдохновения не только поэтов, художников, композиторов, но и ученых-философов, естество - испытателей, которые многие годы разгадывают тайны этого великого создания природы. (Идет показ слайдов фотографий, рисунков водного мира).

Как мы знаем, вода – самое распространенное вещество. Человек ежедневно употребляет много воды: мы пьем, умываемся, стираем, работают производственные объекты, в наш дом приходит тепло.

Звучит музыка «Рождение вселенной».

Ни в какой другой планете нет столько воды, как на нашей планете. Если бы мы оказались в космосе, то по каким признакам мы узнали нашу планету? Вот посмотрите, сколько планет в нашей солнечной планете? А которая из них наша  планета Земля? На нашей планете водные просторы  занимают 70%, а суши всего 30%. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и в пище. Она и в нас самих: мы на 2/ 3 “сделаны” из воды. Вода – наиболее распространённое вещество, привычное в нашей жизни.  Это о чем говорит?

Вывод: нет жизни без воды.

            Наша планета, как и человек, состоит из воды на 70%. Мы же очень бережно относимся к своему организму, чтобы не пораниться, не заболеть. Как вы думаете, а какая есть опасность для наших рек, озер?

Теперь я вам расскажу, что такое экология? Эколо́гия (от греч. οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Эта наука, которая изучает как человеческая жизнь, его деятельность взаимодействуют с природой, окружающей средой. Все что производит человечество, не должно вредит природе, и природа не нанесла удар по человечеству, вот что изучает экология.

            Таким образом, люди ежедневно взаимодействуют  с этим веществом.       

Всемирно известный японский исследователь и мыслитель Масару Эмото  является автором книг «Послание воды», «Тайная жизнь воды», «Энергия воды», которые стали самыми читаемыми во всем мире.

             Масару Эмото с помощью разработанной им оригинальной методики скоростной фотосъемки научился получать визуальные изображения структуры воды в момент замерзания и наглядно доказал как наши мысли, даже не слова, непосредственно воздействуют на формирование кристаллов.

            Второй эксперимент, который проводил японский доктор, это был рис. Он  в две банки посыпал риса и поместил в разные комнаты. В течение месяца, дети каждый день заходили в эти комнаты и говорили слова: в одной комнате только «Спасибо», а в другой – «Ты дурак». Через месяц, когда закончился эксперимент, обнаружили, что в первой банке рис был чистым, сварили и отметили, что даже вкус стал вкуснее, чем обычный рис, а в другой комнате, рис весь почернел и сгнил.

Вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую над этой водой исполняют музыку, какие ей показывают изображения и произносят слова, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания. Оказывается, вода имеет удивительное свойство хранить и передавать информацию.

Это о чем говорит? Да, чтобы сохранить чистоту экологии окружающего мира мы все должны соблюдать чистоту экологии души.

Вывод: каждый человек должен стремиться соблюдать чистоту экологии души.

            Сейчас на улице зима. Очень много снега, а снег это что? Это мельчайший кристаллик воды. Снежинка. Нарисуйте снежинку. Хорошо, что вы все нарисовали лучи, но не все помнят, что все снежинки должны быть шестилучевыми – показать рисунки.

            Посмотрите, у каждого из вас снежинки получились разными, а это и вправду так. Рисунок снежинки зависит от того, с какой высоты он падает. Чем выше, тем сложнее рисунок. Значит, как вы думаете, могут быть одинаковые снежинки? Да. Рисунок снежинки может быть разным, а лучи неизменны, их всегда шесть.

            Теперь мы рассмотрим фотографии японского исследователя Эмото Масару.

            Слайд 1. Кристалл снежинки на слово «Спасибо». По–видимому, воде нравится похвала. Широко распахнутая  форма кристалла будто передает ее радость.

            Слайд 2. Кристалл снежинки на слово «Ты дурак». Кажется, что разочарование «пронзило сердце» этого кристалла, оставив в нем дырку.

            Доктор Эмото наливал в пробирку воду, при этом мысленно посылал этой воде одно слово и ставил в холодильник. После того, когда вода замерзала, он брал эту пробирку с собой и в течение двух минут, под специальным объективом, который увеличивал изображение, фотографировал. Эти исследования показали, что вода способная впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, не только зависят от ее чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую над водой исполняют музыку, какие ей показывают изображения и произносят слова, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимание.

Как мы видим на этих слайдах, кристалл образовался не в обеих пробирках. В пробирке, которой говорили «Спасибо!» образовался красивый, правильной формы кристалл. Во второй же пробирке, кристалл не образовался. Появилось лишь непонятное очертание, похожее на всплеск эмоций, ведь никто не любит, когда его ругают и обзывают. Этот эксперимент преподносит очень важный урок, показывающий, как важно заботиться об окружающих людях, дарить им внимание, разговаривать с ними. Безразличие, ненависть, гнев и даже раздражение разрушающе действуют не только на другого человека, но имеют и обратную связь. По мнению австрийского ученого Аллоиса Груббера – тот, кто злится и проклинает, загрязняет в первую очередь свой собственный организм, который на 70% состоит из воды.

            Подумайте и скажите, какие простые, обыкновенные слова, могут вызвать приятные ощущения у человека, а какие слова – плохие? Спасибо, молодец, счастье, радость, любовь и несчастье, напряженность? Часто ли вы говорите эти слова? А говорят ли их вам? Что вы при этом ощущаете?

            Ребята! Если вода имеет такие свойства, что мы должны знать и делать? Когда набираем воду для приготовления чая? Когда принимаем пищу? Что произойдет?

Похожие эксперименты доктор Эмото производил со словами, которые несут с собой положительную и отрицательную информацию. Так, например:

Слайд 3. «Счастье».

Слайд 4.  «Несчастье». Образовался незаконченный кристалл. Похоже, что вода старалась изо всех сил, но довести дело до конца ей помешало изнеможение.

Слайд 5. «Хорошо!», образовался кристалл, который напоминает ограненный бриллиант.

Слайд 6. «Плохо!»

Слайд 7. «Счастье».

 Слайд 8. «Несчастье».

 Слайд 9. «Давай, сделаем это!»

Слайд 10. «Давай, сделай это!»

Слайд 11. «Любовь и признательность»

Слайд 12. «Ключевая вода», «Вода из дамбы».

Слайд 13. «Вода после молитвы».

Слайд 14. «Классическая музыка»

Слайд 15. «Тяжелый рок»

Слайд 16. «Сотовый телефон».

            Еще один опыт с водой. Доктор Эмото взял стакан с водой и поставил его рядом с включенным компьютером. Через четыре часа, он заморозил воду, и посмотрел, какие образовались кристаллы. Как вы думаете, образовались ли кристаллы? Кристаллы и в правду не образовались, появились лишь ужасные образования округлой формы. А теперь представьте, что становится с нашим организмом, который состоит на 70% из воды? Какие реакции происходят в нем?

 Вывод: вода обладает памятью и несет в себе наши мысли.

 4. Заключение.

            В нашем мире, все взаимосвязано. Человек состоит из 70% жидкости и наша планета 70% состоит из воды. Как вы думаете, если вы друг с другом общаетесь, используя разные негативные, отрицательные слова, что происходит в организме человека, который это слышит?

            Когда ссора, разные конфликты, которые приводят различным развязкам, ситуациям, что происходит с природой, с окружающей средой, где вода составляет 70%.

Не забывайте, что мы должны заботиться о природе, уже сейчас, чтобы потом наши дети и мы могли дышать чистым воздухом и пить свежую воду.

Итог. Наш урок заканчивается, мне хочется узнать, что мы нового и полезного узнали.

Урок окончен. Спасибо за урок.

«Если б не было рек»

(внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов 8 вид обучения)

Дашкевич Е.В., учитель биологии

На протяжении всего мероприятия звучит музыка:

- 1-й концерт для фортепиано Э.Грига (журчание ручейков);

- «Шахерезада» Н.А.Римского-Корсакова (ревущий океан);

- Н.А.Римский-Корсаков;

-П.И. Чайковский «Времена года»

 Учитель: Ежегодно 22 марта, в день весеннего равноденствия, отмечается Всемирный день Воды. Он был провозглашен Генеральным секретарем ООН в марте 1971 года.

 Земля – это наш дом, Воздух – отец, Вода – мать.

Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом на Земле – о воде. О том, как она питает всех и все и спасает в жаркий день.

1-й ведущий: Ее породила Земля на заре своей жизни, когда была раскалена, как огонь. Сродняясь с расплавленными породами, вода застыла в гранитах и базальтах.

2-й ведущий: О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петрянов-Соколов: “Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода”.

смотреть весь урок

презентация

Тема: Экология природы – экология души. Урок открытых мыслей (разговор с обучающимися)

Цель: погружение учеников в реальную среду посредством игры

Задача: раскрыть творческий потенциал каждого ученика, его коммуникативные свойства,  чувство толерантности.

Ход урока:

1.Орг.момент. Здравствуйте!  Ребята, сегодня мы проведем урок открытых мыслей «Экология природы – экология души».

Деление класса на группы. Поделиться так, чтобы юношей и девушек было примерно одинаково. Сесть так, чтобы видеть всех в своей группе и учителя.(1 минута)

2.Проверка группы на мобильность или работоспособность:

- построиться по росту в группе.

- построиться по цвету волос ( от темного к светлому).

- по алфавиту: по первой букве вашего полного имени.

Вот мы и познакомились. Какая группа быстрее и тише сядет на место. (2 минуты)

3. Наше занятие называется «Урок открытых мыслей». Вы выбрали интересную тему «Экология природы – экология души». Я надеюсь, что мы вместе с вами раскроем эту тему.

4.О чем мы будем говорить сегодня? (Вступительное слово учителя)

    Сейчас стало модно употреблять слово – экология. А что означает этот термин?

 5.Работа в группах. Выяснить значение слова «экология», используя словари (1 минута), зачитывают ответ. Назвать причины нарушения экологического равновесия (природные, экологические)

 

6.Четыре закона экологии:

                                     1.Все связано со всем.

                                     2.Всё должно куда-то деваться.

                                     3.Ничто не даётся даром.

                                     4. Природа знает лучше.

Обсуждение в группе и ответ (1 минута).

весь урок

презентация

«Если бы, да кабы бы» - круглый стол (10 - 11 класс)

            (решение экологической  проблемы «Сохранение и изменение климата»)

Дашкевич Е.В., учитель биологии

Завьялова Г.А., учитель географии

         Академик В.В. Вернадский - основоположник учения о биосфере писал: «Лик планеты – биосфера - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка планеты, все ее природные воды…».  В последнее десятилетия деятельность человека оказывает огромное по масштабам и интенсивности воздействие на природную среду.  Свидетельство  тому - возникновение многих экологических проблем.  Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества, так как они затрагивают интересы всего человечества.

           Особенности их в том, что они:

  1. имеют планетарный характер;
  2. угрожают гибелью всей современной цивилизации;
  3. нуждаются в неотложных и эффективных мерах по их преодолению;
  4. требуют международных, межгосударственных усилий;
  5. требуют личного вклада каждого в сохранении цивилизации в настоящее время и для будущих поколений.

            К экологическим проблемам  можно отнести:

  • истощение природных ресурсов:
  • глобальное потепление климата (парниковый  эффект);
  • истончение озонового экрана в стратосфере;
  • проблема чистой пресной воды;
  • проблема мелиоративно  неблагополучных земель;
  •  кислотные дожди;
  • сокращение видового разнообразия живой природы;
  • экологическая катастрофа мирового океана;
  • проблема утилизации отходов;
  • выбросы автомобильного транспорта;
  • экологическая безграмотность россиян;
  • и т.д.

            Каковы причины  возникновения экологических проблем?

смотреть весь урок

презентация