Анкеты
Анкета №1.
на определение уровня экологической культуры.
- Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
- Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
- Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Томской области
- Что такое природа?
- Что такое экология?
- Что такое охрана природы?
- Каковы правила поведения человека в природе?
- Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
- Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
- Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
- Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
- Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
- Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
- Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
- Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
- Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
имею низкий уровень
имею средний уровень
имею высокий уровень
затрудняюсь определить.
Анкета № 2.
Охранная грамота природы
(анкета на выявление интереса к экологическим проблемам,
уровня экологических знаний).
- Что такое природа?
- Что значит охранять природу?
- Для кого человек должен охранять природу?
- От кого человек должен охранять природу?
- Что такое Международная Красная книга?
- Что означает красный цвет Красной книги?
- Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга?
- Какие животные, обитающие на территории России, занесены в Международную Красную книгу?
- Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий?
- Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
- Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
- Назовите экологические проблемы мира? России и Томской области?
- Что называют легкими планеты? Почему?
- Правильно ли делить растения и животных, на полезных и вредных?
- Что лично ты можешь сделать для охраны природы?
Анкета № 3.
Отношение к природе и ее охране
(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)
- Как Вы относитесь к природе?
а) бережно;
б) ответственно
в) безразлично;
г) с любовью;
д) неопределенно.
- Чем обусловлено Ваше отношение к природе?
- Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?
а) транспорт;
б) промышленность;
в) сельское хозяйство;
г) деятельность человека;
д) атомные электростанции.
- Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?
а) правительство
б) министерство охраны природы;
в) каждый человек;
г) специалисты в области охраны окружающей среды;
д) партия «зеленых»;
е) наука.
- Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет.
- Каковы главные проблемы охраны природы?
- Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.
- На ком лежит наибольшая ответственность за нарушение экологического равновесия?
а) руководителях промышленных предприятий;
б) министерствах;
в) каждом конкретном человеке;
г) ученых;
д) системе образования.
- Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?
а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;
б) стремление сохранить все многообразие природы;
в) здоровье будущих поколений;
г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;
д) желание сохранить красоту окружающей нас природы.
- Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природ
Приложение 2
Проективный тест.
(характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).
Задание: закончить начатую фразу.
1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы, например,_______________________________________то_________________
2. Встретив в лесу браконьера, я
3. К людям, которые любят природу, я отношусь, потому что
4. Если бы я был художником и оказался на реке или у моря
5. Я хотел бы побывать в экологическом лагере школьников, потому что (чтобы)
6. В ближайшее время хотелось бы побывать в походе, чтобы
Ситуативный тест.
(выявление уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций).
Задание: прочитай рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» и ответьте на следующие вопросы:
1. Какую ценность имеет природа для человека?
2. По отношению человека к природе можно ли судить об общем уровне развития, уровне культуры человека?
3. Как бы Вы охарактеризовали отношение к природе «великолепной шестерки», вожатой, старика-конюха?
4. Насколько соответствует поведение главных героев рассказа нормам, правилам поведения человека по отношению к животным?
5. Дайте оценку поведения и деятельности главных героев рассказа в отношении к природе.
6. Чтобы Вы могли предложить в разрешении ситуации (проблемы), описанной в рассказе?
«Экологическая этика».
(выявление знаний о правилах и нормах поведения в природе).
Задание: напишите сочинение (рассказ) о своей прогулке в лес – как надо вести себя во время прогулки в лес, сформулируйте правила поведения человека в природе.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Анализируя результаты тестирования, педагог определяет:
· спектр сформулированных норм и правил поведения человека в природе;
· повторяемость отдельных норм и правил;
· стремление учащихся к самоидентификации с нормами и правилами;
· уровень рефлексии учащимися норм и правил поведения человека в природе;
· уровень личностного осознания учащимися норм и правил поведения;
· адекватность экологического сознания и поведения учащихся в природе.
«Общение с природой».
Тест 1.
1.Как часто ты бываешь в лесу, парке, сквере?
- Почти каждый день.
- Почти каждые выходные.
- Один раз в месяц.
- Один раз в сезон.
- Только во время каникул: а) летних; б) осенних; в) зимних; г) весенних.
- Очень редко.
- Затрудняюсь ответить.
2. С кем ты чаще всего бываешь на природе?
Проставь цифры: 1 – постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда.
а) с педагогом;
б) с родителями;
в) с родственниками;
г) с друзьями;
д) с ребятами из творческого объединения.
3. Чем ты любишь заниматься на природе? Обведи нужные ответы кружком.
- Заниматься спортом (бегать, кататься с горки и т.д.).
- Работать в саду, огороде.
- Рисовать, фотографировать.
- Любоваться природой, ее красотой.
- Собирать цветы.
- Слушать звуки, шумы, пение птиц.
- Собирать ягоды, грибы.
- Подкармливать зимующих птиц, белок.
- Совершать походы, экскурсии.
- Расчищать от мусора родники, берега рек.
- Озеленять территорию улицы.
- Купаться, загорать, отдыхать.
- Наблюдать за птицами, насекомыми и другими животными.
Тест 2.
- С кем ты беседуешь на экологические темы? Проставь цифры (1- постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда).
а) С родителями.
б) С другими родственниками.
в) С педагогом.
г) с друзьями.
д) Ни с кем.
ж) Допиши _________________________
2. Какую помощь по охране и восстановлению природы можешь оказать ты и твои друзья? (Напиши).
Тест 4
Какие из перечисленных ниже дел являются для тебя:
5) самыми интересными;
4) очень интересными;
3) в значительной степени интересными;
2) мало интересными;
1) наименее интересными.
Поставь против каждого пункта оценку в соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:
1) чтение книг, журналов, газет на экологическую тему;
2) просмотр и обсуждение телепередач на экологическую тему;
3) очистка улиц, парков от загрязнения;
4) выступление перед сверстниками на экологическую тему;
5) охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих птиц, изготовление кормушек, искусственных гнездовий;
6) выпуск листовок, плакатов на экологическую тему;
7) фотографирование;
8) участие в конкурсах, выставках, акция, операциях.
Обработка полученных данных. Обработка данных по каждому блоку позволит определить уровень готовности воспитанников к выполнению экологически значимых видов деятельности.